ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ
Лихо одноглазое (одноглазенькое). В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа.
Переносное значение слова «лихо»
Разговорное. То же, что и зло, горе, беда. Например., Поминать лихом (вспоминать плохо о ком-либо), хлебнуть лиха (узнать горе, беду), узнать почем фунт лиха (узнать сполна горе, трудности). Связанные слова: лихоимец (взяточник), лиходей (злодей), лихорадка (болезнь), лихолетье (смутное время) и т. п.
Разг. То же, что и удаль, смелость, решительность. Напр., лихой наездник, лихо проскакать.
Так, что это такое лихо -
ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — вроде бы как, обыкновенный леший, но вместе с тем, что-то загадочное, несущее большую опасность, приставшей, прилипшей к человеку. Лихо, оно и горы рушит, и деревья валит. В русских народных сказках, например, изображалось, в виде страшенной бабы, старухи об одном глазе.
Лихо очень прилипчиво — и уж если пристанет к человеку, то ни за что так просто не отстанет, а будет изводить его до конца. Коль пристало Лихо, то и есть, не сможешь, и спать не сможешь, как бы ни хотелось. Неспроста, как понимаешь на службе у Лиха без счёту злыдней. Но у Лиха всего один глаз, а у человека — два. Человек знает и умеет больше и всегда может найти способ избавления от Лиха одноглазого,/почти всегда/.
В преданиях и легендах восточных славян это существо, Лихо одноглазое, символизирует злую судьбу.
Внешность Лиха устрашающая - чаще всего это худощавая, кривая, одноглазая женщина огромного роста или же одноглазый великан.
Живёт в большой избе, что стоит в густом и тёмном лесу. Бывает лихо поселяется на старой заброшенной мельнице. Спать Лихо любит на большой груде человеческих костей: по некоторым сведениям, это создание не брезгует людоедством и способно с удовольствием сожрать любое живое существо, подвернувшееся ему под руку.
Бывает, Лихо изображается и совершенно слепым, но этот вариант встречается в сказках редко. Обладает небольшим волшебством.
Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю.
Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.
В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. Также немного сходны с ними и приключения разбойника в немецкой народной сказке «Разбойник и его сыновья», записанной братьями Гримм, и третье приключение Синдбада в «Стране мохнатых». Во всех четырёх случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом. Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трёх случаях даже способ ухода героев от ослеплённых чудищ одинаков - прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.
«…Кузнец смотрит в печку и говорит:
- Бабушка, я кузнец.
- Что умеешь делать-ковать?
- Да я всё умею.
- Скуй мне глаз.
- Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя верёвка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз…
…Взял он толстую верёвку да этою верёвкою скрутил её хорошенько… Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернётся - и разорвала верёвку, да и села на пороге…»
(«Лихо одноглазое» Русская сказка в обработке А.Н. Афанасьева)
Лихо одноглазое - в восточнославянской мифологии выступает как персонифицированный образ злой доли, горя, как воплощение неразборчивости, несправедливости судьбы, рока. Согласно древним воззрениям, человек имеет судьбу, то есть нечто отчасти заданное свыше, но вместе с тем и доступное изменению. Можно найти свою счастливую судьбу или Долю и избежать несчастной, которая мыслилась в образе Лиха.
Этимологически название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», так обозначался тот, кого следовало избегать.
Кроме всего вышесказанного, Лихо в древнерусских сказках также предстает в образе злого духа, который вселяется в человека и начинает его мучить и мешать ему жить (то дом сгорит, то поля градом побьет, то болезнь нападет), причем сослепу оно бросается на кого попало, не разбирая ни богатого, ни бедного, ни правого, ни виноватого. Лихо привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам).
Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не может противостоять повседневным трудностям. Впрочем, от Лиха можно было избавиться - обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается - передать другому человеку вместе с каким-либо подарком.
В одной из сказок главный герой, кузнец, устав от веселой и богатой жизни, решил, видимо из спортивного интереса, отправиться на поиски Лиха. По пути ему встретился портной и, соблазнившись возможностью найти приключений на свою … голову, навязался в товарищи. После долгой дороги забрели они ночью в густой темный лес, увидели большую пустующую избу и зашли в нее отдохнуть. Естественно никакого отдыха не получилось, так как чуть погодя в избу ввалилась здоровенная одноокая старая баба. Со словами, - «А, у меня гости! Будет мне чем поужинать.» - старуха быстренько затопила печку, затем зарезала, пожарила и сожрала портного. Кузнец же, парень не промах, поняв, что силой ему не спастись, решил действовать хитростью и предложил сковать что-нибудь для хозяйственных нужд, на что мгновенно получил заказ на ковку второго глаза старухи. Совершив нехитрые приготовления, как то добровольное связывание старухи (чтоб случайно не дернулась) и накаливание шила в очаге, кузнец приставил это самое шило к единственному глазу бабы, и как вдарил по нему обухом. Старуха рванулась, порвала веревки и уселась слепая на пороге избы, чтобы кузнец не сбежал. Чуть погодя пришли с выпаса овцы и баба запустила их в избу, а поутру стала выгонять по одной. Кузнец, не долго думая, надел свой тулуп шерстью вверх и вместе с овцами, неузнанный, выбрался на волю и бросился бежать.
Тут казалось бы и сказке конец, ан нет, не все так просто. Заприметил кузнец в дерево воткнутый топор, а ручка того топора из чистого золота. Вознамерился он его себе взять, да только рука к топору так и пристала, не отодрать, и топор из дерева не выходит. А сзади уже старуха приближается, яростно крича о неминуемой расправе. Но и тут кузнец не сплоховал, вынул ножик, изрезал себе всю руку до костей, оторвался от топора и спасся от верной смерти. Но руку ему потом все скрючило, работать уже не мог. Так и нашел себе Лихо!
Что примечательно в этой сказке, так это то, что приключения главного героя почти полностью напоминают приключения Одиссея на острове циклопов, который точно таким же способом спасся от Полифема. Это свидетельствует о связи славянской мифологии с более древними греческими мифами.
Имя «Лихо» стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье». Также с ним связаны несколько пословиц («Не буди Лихо, пока оно тихо», «Лихо не лежит тихо - либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается») и фразеологических оборотов («поминать лихом», «хлебнуть лиха», «узнать почем фунт лиха»)